ШЕДЕВР. Жи_знь

ВЫХОД В СВЕТ

Картина была почти сразу же куплена П. Третьяковым для музея. Первыми ее увидели знаменитые коллеги и друзья Репина: Крамской, Брюллов, Шишкин и другие. А широкой публике она была впервые представлена на 13-й выставке передвижников в феврале 1885 года. Картина произвела сильное впечатление: для многих современников это было не историческое полотно, а психологическая драма «шекспировского» уровня.

Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь, в уровень таланту... И как написано, боже, как написано!

Н. Крамской

Реакция на полотно была бурная и неоднозначная — от восторгов до требований запрета произведения. В результате картина стала первой в нашей истории, подвергнутой официальной цензуре. П. Третьякову было предписано не допускать ее к показу. Однако, в защиту И.Репина выступили многие деятели культуры, и запрет был снят уже через три месяца.

Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель...

Л. Н. Толстой

ПОКУШЕНИЕ

16 января 1913 году на картину было совершено покушение. С криком «Довольно крови!» на нее кинулся посетитель Третьяковки, старообрядец Артем Балашов, который давно задумал причинить вред полотну. Преступник тут же раскаялся в содеянном, но было поздно: картина нуждалась в серьезном восстановлении. Лучшим специалистам страны было поручено реставрировать механические повреждения, а непосредственно пострадавшую живопись вызвался восстанавливать сам Репин, вернувшись для этого из Финляндии. К сожалению, вклад автора в реставрацию собственной картины оказался не слишком удачным. Изменилась художественная манера Репина: Ивана Грозного он переписал в том стиле, который был ему близок на тот момент. Он совершенно не гармонировал с остальной частью полотна. По сути, Репин, сам того не ведая, «убивал» свое произведение. Результат пришлось исправлять известному художнику И. Грабарю, который незадолго до этого был назначен попечителем Третьяковской галереи.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Покушение вызвало всплеск интереса к произведению. Например, в Петербурге были раскуплены все открытки с изображением картины, а оптовые торговцы были завалены соответствующими заказами. Кроме того, снова зазвучала критика произведения. Ее «громили» на заседаниях художников, предлагали исключить из экспозиции Третьяковской галереи. Этого не произошло. В том числе и потому, что, несмотря на все усилия, в результате повреждений у картины появилось «хроническое заболевание»: слабая связь краски с грунтом. Существовала угроза её осыпания, поэтому из-за хрупкости произведение с тех пор практически ни разу не покидало своего места. За исключением эвакуации во время Великой Отечественной войны.

Серьезное «лечение» не предпринималось ввиду недостатка технологий в то время.

ВТОРОЕ ПОКУШЕНИЕ

25 мая 2018 года на картину было снова совершено покушение. Один из посетителей галереи, задержавшийся до закрытия экспозиции, схватил стойку ограждения и ударил ею по защитному стеклу. Картина получила серьезные повреждения. Странное совпадение: как и в 1913 году, их было именно три. Практически сразу после события реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — были извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.