КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
13
МИН
Дата публикации: 14 декабря 2023
Что такое кастдев и как его проводить
Перед тем, как выпустить новый продукт на рынок или улучшить уже существующий, нужно понять, будет ли он востребован, кто и почему будет его покупать. Для этого проводят исследования рынка и аудитории, одно из них — кастдев. В статье о том, в чём суть метода и как его использовать.
Кастдев (от англ. — CustDev) — это глубинные интервью, которые позволяют выявить потребности клиентов, их боли и проблемы.
С чем помогает кастдев:
Для чего вам нужен кастдев: проверить гипотезу для запуска нового продукта или улучшить уже существующий? От цели зависит построение гипотез и логика интервью.
Интервью может быть проблемным, решенческим, смешанным — проблемно-решенческим, а может и UX-исследованием. Подходить к ним надо по-разному.
Актуально при разработке продукта, даже на стадии бизнес-идеи. Бизнес формулирует гипотезу проблемы и проверяет, есть ли она у потенциальных клиентов, насколько она мешает.
Пример гипотезы проблемы: любители серебра перестают носить украшения, когда они темнеют и теряют былой лоск, в домашних условиях решить проблему сложно.
Используется и при разработке нового продукта, и при улучшении существующего. Цель такого интервью — понять, решает ли ваш продукт проблему клиентов и насколько хорошо он это делает, какие недостатки у него есть.
Чтобы проверить решение, лучше всего попытаться продать его прямо на интервью. При этом важно не получить деньги, а понять, сколько респондентов реально готовы купить ваш товар или услугу, внести предоплату и т. п.
Это смешанный тип интервью, когда вместе с гипотезой проблемы вы сразу проверяете и гипотезу решения.
Удобны для анализа функциональности цифровых продуктов и пользовательского опыта. Покажите клиенту страницу продукта или приложение и расспросите, как он понимает смысл написанного или взаимодействует с интерфейсом, возникают ли у него сложности.
Ваша задача определить, какие потребности у людей не закрыты и как ваш продукт может им помочь.
Например, женщина не хочет тратить много времени на готовку и покупку продуктов, но её семья любит домашнюю еду. Гипотеза: сервис по доставке продуктов с рецептами может решить эту проблему.
Подумайте, кто мог бы стать покупателем вашего продукта. Найдите людей, подходящих под описание потенциального клиента, и предложите им поучаствовать в интервью.
Например, вы производите сладости с низким содержанием углеводов. Вашей ЦА будут спортсмены и люди на диете.
Составьте список вопросов, которые помогут вам выявить боли потенциальных клиентов. Вопросы должны быть о проблемах людей, а не о вашем продукте. Важно выяснить, готовы ли вообще люди платить за избавление от проблемы, которую решает ваш продукт.
Не спрашивайте про будущее, задавайте вопросы про прошлый или текущий опыт
Спрашивайте респондента только о тех ситуациях, которые уже были в его жизни.
❌ Сколько вы готовы были бы заплатить за наш сервис?
✅ Вы пользовались похожими продуктами? Сколько это стоило?
Не подсвечивайте выгоды своего продукта, безоценочно собирайте обратную связь.
Вам нужно услышать мнение человека, а не подтверждение вашего тезиса.
❌ Воспользовались ли бы вы данным продуктом?
✅ Какие функции сервиса вам кажутся наиболее полезными?
Говорите о том, что беспокоит человека. Выясните — проблема, которую решает ваш продукт, — реальная или мнимая. В первом случае клиент готов заниматься ей здесь и сейчас, во втором — «вроде болит, но не так сильно, чтобы записаться к врачу».
❌ Хотели бы вы попробовать наши онлайн-тренировки для укрепления спины?
✅ Болит ли у вас по утрам спина?
Дайте клиенту возможность самому высказаться. Наводящими вопросами «Если у вас часто болит голова, то вы готовы купить нашу таблетку?» вы навредите только себе, так как под «давлением» собеседник может дать некорректный ответ.
❌То есть, вы хотите сказать, что вам не хватает дополнительных функций, таких как..?
✅Могли бы поподробнее рассказать, что вы имели в виду?
Разберём возможные вопросы для кастдева на примере салона красоты. Вы можете адаптировать их под свою сферу.
Личное
Общие вопросы важно задать для понимания, какой продукт вы можете продать своим клиентам. Возможно, ваша целевая аудитория — студентки, так как студия красоты находится рядом с вузом. В этом случае стоит добавить акционные предложения или «счастливые часы» утром и вечером — так вы привлечёте больше клиентов.
Точка А и точка Б
Вам могут рассказать о секущиеся кончиках и/или выпадении волос.
Вероятный ответ: длинные ровные волосы.
Например, Ирина несколько раз меняла шампуни и ей ничего не помогло, поэтому она записалась в салон на услугу «горячие ножницы». Пока была только одна процедура и о результатах говорить рано.
Решение о покупке
Возможный ответ: «Хочется быть красивой и здоровой».
Например, искали на онлайн-картах ближайшие к дому салоны красоты, главными критериями были цена и расположение.
Это может быть отсутствие онлайн-записи в приложении с навигацией.
Администратор звонил для подтверждения записи, а не писал; в другом салоне была система бонусов; при окрашивании укладка не входила в стоимость услуги.
Агрессивный маркетинг и манипулятивные приёмы продаж. Например, мастер маникюра отказывается делать классический маникюр вместо аппаратного. Или в дешёвой палитре лаков доступно 10 цветов, а в дорогой — 50.
Проблемы
Например, избавиться от акне с помощью косметологических процедур.
Потому что это влияет на здоровье и самооценку.
Плохая кожа, низкая самооценка, трудности в личной жизни. Учтите, чтобы собеседник честно сказал вам о своих опасениях, его нужно разговорить. Люди не всегда искренне говорят о своих желаниях и проблемах. Например, Ольга хочет вылечить прыщи не потому, что она (как говорит) заботится о своём здоровье, а потому что хочет обратить на себя внимание коллеги.
При помощи косметических средств.
Да.
Потому что жалко денег на косметолога; не было доверия к специалисту; страх сделать ещё хуже после аппаратного вмешательства.
За избавление от постакне.
После того, как вы проведёте интервью, проанализируйте часто повторяющиеся ответы и составьте портрет аудитории. Кастдев нужен для того, чтобы выявить конкретные боли аудитории.
Например, вы — владелец кулинарной школы правильного питания. Сегментов вашей целевой аудитории может быть несколько, у каждого из них — свои проблемы, страхи, возражения и прочее.
Разберём таблицу сегментирования на примере продукта «Кулинарный курс “Как быстро готовить полезные блюда”».
В разговорах с потенциальными клиентами вы могли несколько раз услышать фразу «Ну, чтобы быть красивой — нужно следить за питанием. А чтобы следить за питанием, нужно много времени». Из этого можно выявить боль потенциального покупателя: «Не хватает времени на готовку». И, зная это, доработать продукт: включить в курс рецепты, на приготовление которых уходит не более 15 минут. И уже потом использовать это в маркетинговых материалах.
После того, как вы выявили конкретные сегменты аудитории, их можно разбить на группы по признаку покупательской способности.
Респонденты из сегментов C и D задают много вопросов, озвучивают возражения и идеи по улучшению вашего предложения. У вас может возникнуть соблазн прислушаться к ним и улучшить продукт в надежде его продать. Если при этом сегменты A и B покупают и увеличивают вам выручку — сконцентрируйтесь на этих двух сегментах.
Используйте результаты кастдева для создания или улучшения продукта, а также для написания рекламных креативов и маркетинговых стратегий.
Автор: Ася