УРОКИ БИЗНЕСА
8 МИНДата обновления: 3 апреля 2025
Дата публикации 9 ноября 2023
Кому и зачем нужен корпоративный мерч
По данным Сбермаркетинга и E+ Awards, рынок брендированной продукции в России достиг 70 миллиардов рублей. Зачем бизнесу выпускать собственный мерч и как это сделать ― разбираемся в статье.
Мерч — это вещи с символикой и логотипом компаний, мероприятий или знаменитостей. Чаще всего это блокноты, толстовки и другие сувениры, которые продают или дарят клиентам, партнёрам и сотрудникам. Это не то, что приносит компании основную прибыль, но то, что повышает её узнаваемость, делая сотрудников и клиентов амбассадорами бренда, а иногда — даёт дополнительный доход.
Компании всё чаще выпускают мерч, чтобы укрепить лояльность сотрудников с помощью корпоративной системы поощрений.
Корпоративный мерч поможет решить сразу несколько задач.
Корпоративный мерч можно сделать практически из любой вещи: выбор зависит от вашей фантазии и бюджета.
Футболки, свитшоты, худи, рубашки, носки и другая одежда с логотипом или дизайном компании. Это могут быть как универсальные вещи, так и спецодежда для работников вашей отрасли.
Толстовки — мерч Яндекса. Источник: Я.Маркет
Кепки, шапки, шарфы, перчатки, сумки, рюкзаки, чехлы для телефонов и планшетов, шопперы, бижутерия.
Аксессуары — мерч «Додо Пицца». Источник: Мерчстор Dodo Brands
Ручки, блокноты, карандаши, календари, ежедневники, стикеры, закладки, папки и другие предметы, которые можно использовать в офисе или дома.
Кружки, стаканы, термосы, бокалы, тарелки, прихватки, полотенца и другая кухонная утварь и текстиль.
Флешки, пауэрбанки, наушники, USB-переходники, мышки, коврики, «умные» колонки и другие аксессуары для компьютеров и электронных устройств.
Ключницы, магниты, значки, брелоки, открытки, пазлы, мягкие игрушки, подушки, настольные игры и другие предметы, которые могут служить в качестве сувениров или подарков для клиентов, партнёров и сотрудников.
Спортивная одежда, бутылки для воды, сумки для тренировок, маты для йоги и другие товары для фитнеса и отдыха.
Парфюм для машины, держатель телефона, зарядное устройство и пр.
К особым датам, например юбилею, некоторые компании выпускают ограниченные коллекции мерча. Из-за того, что подобные вещи быстро разбирают, за ними порой начинается настоящая охота среди коллекционеров и любителей эксклюзивных вещей.
Иногда компании производят отдельные коллекции мерча для бизнеса в коллаборации с другими брендами. Это позволяет охватить большее количество человек и обменяться аудиторией.
Пример коллаборации Сбера и Союзмультфильма. Источник: сайт SberShop
Чтобы мерч пользовался спросом и вызывал приятные ассоциации с вашей компанией, он должен:
Чтобы выпустить корпоративный мерч для сотрудников, вам нужно определиться с носителем и материалами, создать дизайн и обратиться в салон печати (если нужно, с дизайном там помогут). Как правило, на крупные заказы салоны делают скидки. Некоторые салоны предоставляют носители ― кружки, толстовки, футболки и прочее ― другие просят закупить материалы самостоятельно.
Иногда выпуск брендированных вещей перестаёт быть формальностью и становится чем-то большим. Например, в Сбере это переросло сначала в создание магазина корпоративной продукции, а потом ― в масштабный проект «Среда мерча».
В 2023 году Сбер совместно со СберМаркетингом запустил проект для работников, связанный с модой. Сотрудникам предложили каждую среду приходить на работу в мерче бренда. Так они могут демонстрировать лояльность к работодателю и способствовать популяризации Сбера.
Шоурум в офисе Сбера. Источник: SberGraduate
В рамках «Среды мерча» Сбер проводил модные показы с участием звёзд отечественного дизайна Виктории Газинской и Артёма Кривды. Желающих обучали искусству дефиле. Приглашённые эксперты, например редакторы модных журналов, проводили лекции о стиле.
Модный показ мерча. Источник: SberGraduate
Сотрудники смогли попробовать создать собственный мерч от Сбера и примерить одежду с помощью AR-технологий в виртуальной примерочной. В корпоративных приложениях Сбера появился канал о стиле, где можно найти идеи для образа с корпоративным мерчем.
Автор: Валерия