УРОКИ БИЗНЕСА

  7 МИН

Дата обновления: 25 июля 2024

Зачем нужен SWOT-анализ и как его проводить

SWOT-анализ — простой способ оценить перспективы нового продукта или компании в целом. Рассказываем, как его провести и что делать с полученными результатами.

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ — метод оценки перспектив продукта или компании с учётом сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз.

Аббревиатура в названии состоит из 4 критериев оценки:

S — strengths: в переводе с английского — сильные стороны;

W — weaknesses: слабые стороны;

O — opportunities: возможности;

T — threats: угрозы.

S+W

Сильные и слабые стороны зависят от внутренних процессов: производства, сервиса, продаж.

O+T

Возможности и угрозы зависят от внешних факторов, которые невозможно контролировать.

Зачем проводить

Результаты анализа помогают компаниям:

  • Адаптироваться к изменениям

Например, со времен пандемии быстрая доставка — уже не конкурентное преимущество, а признак хорошего сервиса. Если при анализе вы выяснили, что в среднем ваши конкуренты доставляют за 20 минут, а вы — за 1,5 часа, это ваша слабая сторона и нужно над ней работать.

  • Подвести итоги периода

Оценить, выросла ли компания, какие улучшения произошли за последний год. Это поможет поставить новые более амбициозные цели.

  • Решить проблему

Допустим, вы владелец кафе в спальном районе и за последний квартал у вас упала выручка. После анализа выяснилось, что рядом открылся конкурент с широким выбором алкоголя, а у вас нет лицензии. До этого вы не видели в этом проблемы, но с появлением конкурента это стало вашей слабой стороной.

  • Актуализировать стратегию развития

Государство принимает новые законы. Например, новая налоговая ставка может стать для компании как возможностью, так и угрозой. Своевременный анализ поможет скорректировать стратегическое планирование.

Плюсы и минусы анализа

Плюсы

Минусы

Легко провести.

Субъективная оценка.

Все данные в одной табличке.

Нет чётких формул и критериев для выводов.

Универсальность: можно оценить как продукт, так и компанию.

Только 4 показателя: нельзя поделить угрозы на внешние и внутренние и сравнить их с другими пунктами.

Помогает принимать решения, основанные не только на цифрах. Числовые данные, например финансовые показатели, идут в отрыве от контекста, SWOT-анализ помогает это исправить.

Подходит только для маленьких и средних компаний. Большие чаще используют PEST-анализ, который помогает изучить весь рынок, а не только положение компании на нём.

Результаты могут быстро устаревать.

Как провести SWOT-анализ

1. Соберите информацию

Выпишите всё, что вам может понадобиться в работе при анализе. Это может быть:

  • Общая информация о компании и отрасли;
  • Финансовые показатели;
  • Изменения в законодательстве;
  • Результаты анализа конкурентов;
  • Результаты анализа целевой аудитории и фактических клиентов.

2. Определите сферы для анализа

Можно анализировать всю деятельность компании сразу, но лучше изучить каждый сектор и потом свести в единую таблицу. Например, выявить угрозы, возможности, слабые и сильные стороны отдельно маркетинга компании, производства и финансов. После этого выделить ключевые моменты и уже по ним провести SWOT-анализ, объединив данные.

3. Заполните таблицу

При заполнении задавайте вопросы по каждому из критериев и вписывайте ответы в ячейки.

S — Сильные стороны

W — Слабые стороны

  • Ваши конкурентные преимущества?
  • Какое у вас УТП (уникальное торговое преимущество)?
  • Какие бизнес-процессы считаются успешными?
  • Как вы привлекаете клиентов?
  • Почему клиенты выбирают именно вас и ваш продукт?
  • Какие преимущества продукта?
  • Какие ценности транслирует компания?

Например, у вас в магазине одежды все продавцы — стилисты, которые помогают клиентам подбирать капсулы.

  • В чём конкуренты превосходят вас?
  • Что клиентам не нравится в ваших продуктах или услугах?
  • Какие процессы требуют улучшения?
  • Теряет ли компания сотрудников?
  • Каких дополнительных ресурсов не хватает?
  • Что мешает развитию в целом?

Например, у вас увеличился поток клиентов, и менеджеров по продажам стало не хватать — уровень сервиса снизился.

O — Возможности

T — Угрозы

  • Какие события могут повлиять на развитие компании?
  • Какие тренды зарождаются в отрасли?
  • Уходят ли с рынка крупные конкуренты?
  • Растёт ли спрос на услуги или продукты вашей компании?
  • Появились ли новые технологии в отрасли?
  • Есть ли возможность получить государственную поддержку?
  • Появились ли новые рынки, на которые раньше не обращали внимание? Например, доставка еды не только по городу, но и на дачные посёлки в летний сезон.

Например, государство ввело для IT-компаний налоговые льготы.

  • Наблюдаются ли значительные изменения в отрасли?
  • Появились ли новые законы, которые могут отразиться на развитии компании?
  • Есть ли потенциальные конкуренты, которые могут появиться на рынке?
  • Наблюдается ли снижение интереса клиентов к продуктам компании?
  • Намечаются ли экономические или политические изменения в стране?
  • Изменился ли повод к покупке?
  • Появились ли товары-заменители?

Например, есть тренд на онлайн-шопинг, а у вас нет доставки.

Дополнить SWOT-анализ помогут данные из отраслевого решения. Это аналитика и инструменты для управления процессами специально для вашей сферы бизнеса.

Как использовать данные анализа

После заполнения таблицы сделайте выводы. В этом помогут наводящие вопросы:

  • Какие сильные стороны стоит лучше подсветить для покупателей?
  • Какие конкурентные преимущества можно усилить?
  • Чего не хватает продукту или компании в конкретных условиях? Что можно сделать, чтобы это исправить?
  • Какие возможности есть на рынке?
  • Что можно сделать, чтобы минимизировать риски?

Выводы удобно фиксировать также в табличке с разбивкой на блоки.

Сочетание факторов

Что с этим делать

Пример

S+O — Сильные стороны и возможность

Как улучшить то, что и так хорошо работает.

В вашем магазине одежды все продавцы — стилисты. Дополните сервис — добавьте услугу «Подборка комплектов одежды для вашего типа фигуры» после визита в магазин или на сайте онлайн.

W+O — Слабые стороны и возможности

Как стать сильнее с учётом возможностей.

Государство ввело для IT-компаний налоговые льготы. Вы можете перераспределить высвободившиеся деньги на развитие бизнеса.

S+T — Сильные стороны и угрозы

Как преодолеть сложности благодаря преимуществам.

У вас быстрая доставка горячего кофе в радиусе 5 километров. В пандемию это помогло увеличить выручку только за счёт продажи монопродукта.

W+T — Слабые стороны и угрозы

Где вы наиболее уязвимы, и как минимизировать риски.

Появился тренд на онлайн-шопинг, а у вас нет доставки. Изучите прайс-листы логистических компаний или организуйте доставку своими силами.

Автор: Юлия