УРОКИ БИЗНЕСА
7 МИН
Дата обновления: 25 июля 2024
Зачем нужен SWOT-анализ и как его проводить
SWOT-анализ — простой способ оценить перспективы нового продукта или компании в целом. Рассказываем, как его провести и что делать с полученными результатами.
SWOT-анализ — метод оценки перспектив продукта или компании с учётом сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз.
Аббревиатура в названии состоит из 4 критериев оценки:
S — strengths: в переводе с английского — сильные стороны;
W — weaknesses: слабые стороны;
O — opportunities: возможности;
T — threats: угрозы.
S+W
Сильные и слабые стороны зависят от внутренних процессов: производства, сервиса, продаж.
O+T
Возможности и угрозы зависят от внешних факторов, которые невозможно контролировать.
Результаты анализа помогают компаниям:
Например, со времен пандемии быстрая доставка — уже не конкурентное преимущество, а признак хорошего сервиса. Если при анализе вы выяснили, что в среднем ваши конкуренты доставляют за 20 минут, а вы — за 1,5 часа, это ваша слабая сторона и нужно над ней работать.
Оценить, выросла ли компания, какие улучшения произошли за последний год. Это поможет поставить новые более амбициозные цели.
Допустим, вы владелец кафе в спальном районе и за последний квартал у вас упала выручка. После анализа выяснилось, что рядом открылся конкурент с широким выбором алкоголя, а у вас нет лицензии. До этого вы не видели в этом проблемы, но с появлением конкурента это стало вашей слабой стороной.
Государство принимает новые законы. Например, новая налоговая ставка может стать для компании как возможностью, так и угрозой. Своевременный анализ поможет скорректировать стратегическое планирование.
Плюсы
Минусы
Легко провести.
Субъективная оценка.
Все данные в одной табличке.
Нет чётких формул и критериев для выводов.
Универсальность: можно оценить как продукт, так и компанию.
Только 4 показателя: нельзя поделить угрозы на внешние и внутренние и сравнить их с другими пунктами.
Помогает принимать решения, основанные не только на цифрах. Числовые данные, например финансовые показатели, идут в отрыве от контекста, SWOT-анализ помогает это исправить.
Подходит только для маленьких и средних компаний. Большие чаще используют PEST-анализ, который помогает изучить весь рынок, а не только положение компании на нём.
Результаты могут быстро устаревать.
1. Соберите информацию
Выпишите всё, что вам может понадобиться в работе при анализе. Это может быть:
2. Определите сферы для анализа
Можно анализировать всю деятельность компании сразу, но лучше изучить каждый сектор и потом свести в единую таблицу. Например, выявить угрозы, возможности, слабые и сильные стороны отдельно маркетинга компании, производства и финансов. После этого выделить ключевые моменты и уже по ним провести SWOT-анализ, объединив данные.
3. Заполните таблицу
При заполнении задавайте вопросы по каждому из критериев и вписывайте ответы в ячейки.
S — Сильные стороны
W — Слабые стороны
Например, у вас в магазине одежды все продавцы — стилисты, которые помогают клиентам подбирать капсулы.
Например, у вас увеличился поток клиентов, и менеджеров по продажам стало не хватать — уровень сервиса снизился.
O — Возможности
T — Угрозы
Например, государство ввело для IT-компаний налоговые льготы.
Например, есть тренд на онлайн-шопинг, а у вас нет доставки.
Дополнить SWOT-анализ помогут данные из отраслевого решения. Это аналитика и инструменты для управления процессами специально для вашей сферы бизнеса.
После заполнения таблицы сделайте выводы. В этом помогут наводящие вопросы:
Выводы удобно фиксировать также в табличке с разбивкой на блоки.
Сочетание факторов
Что с этим делать
Пример
S+O — Сильные стороны и возможность
Как улучшить то, что и так хорошо работает.
В вашем магазине одежды все продавцы — стилисты. Дополните сервис — добавьте услугу «Подборка комплектов одежды для вашего типа фигуры» после визита в магазин или на сайте онлайн.
W+O — Слабые стороны и возможности
Как стать сильнее с учётом возможностей.
Государство ввело для IT-компаний налоговые льготы. Вы можете перераспределить высвободившиеся деньги на развитие бизнеса.
S+T — Сильные стороны и угрозы
Как преодолеть сложности благодаря преимуществам.
У вас быстрая доставка горячего кофе в радиусе 5 километров. В пандемию это помогло увеличить выручку только за счёт продажи монопродукта.
W+T — Слабые стороны и угрозы
Где вы наиболее уязвимы, и как минимизировать риски.
Появился тренд на онлайн-шопинг, а у вас нет доставки. Изучите прайс-листы логистических компаний или организуйте доставку своими силами.
Автор: Юлия