ПО ЗАКОНУ
5 МИН
Дата актуализации: 8 сентября 2023
Как оформить приказ или распоряжение
Чтобы принять решение, министерства издают постановления, а бизнес — приказы и распоряжения. Рассказываем, как их составить и разобраться, какой документ нужен.

И приказ, и распоряжение нужны, чтобы принять и выполнить решение, важное для компании.
Чем отличается приказ от распоряжения:
Приказ — правовой акт, который издаёт руководитель компании или индивидуальный предприниматель.
Распоряжение — правовой акт, который издаёт руководитель организации или другой уполномоченный сотрудник, например руководитель финансового отдела или заместитель генерального директора. Распоряжения обычно действуют в течение меньшего срока и касаются более узкого круга сотрудников.
Приказ
Распоряжение
Влияет на деятельность компании
Влияет на выполнение конкретных поручений
Длительный срок действия
Регулирует разовые задачи
Указание начинается словом «Приказываю»
Указание начинается словами «Обязываю» или «Распоряжаюсь»
Чаще всего распоряжение издаётся, чтобы выполнить приказ.
Например, директор компании издал приказ об оптимизации расходов предприятия. Руководители филиалов компании издают собственные распоряжения: об инвентаризации, учёте рабочего времени, выявлении причин невыполнения плана и т.д. В связи с этим текст распоряжения, как правило, не требуется согласовывать с директором: это средство для достижения поставленной цели.
Приказы оформляют, когда принимаемое решение касается наиболее важных вопросов. Например, когда нужно:
Издание приказа нужно обосновать в самом приказе. Как это сделать — рассказываем ниже.
Необходимость распоряжений в связи с выпуском приказа обосновывать необязательно. Распоряжение понадобится, например, когда нужно:
Если штат небольшой и должности делопроизводителя нет, ИП или руководитель компании составляет приказ сам — согласовывать его ни с кем не потребуется.
Если в штате есть сотрудник, который занимается делопроизводством, можно выстроить работу по этапам:
В приказе есть реквизиты, которые обязательно нужно включить в документ:
Текст приказа состоит из двух частей — вводной и распорядительной. В первой части описываются причины принятия приказа, а во второй — само распоряжение. Распорядительная часть обычно начинается со слова «приказываю».

Пример приказа генерального директора
Подпись должна быть собственноручной, факсимиле ставить нельзя.
Если приказ затрагивает несколько вопросов, разбейте распорядительную часть на разные пункты — как это сделано в примере выше.
Если в документе прописаны конкретные действия, укажите сотрудников, которые должны их выполнить. Вместо «Провести инструктаж по технике безопасности» напишите: «Инженеру по охране труда Степанову С. А. в срок до 15 июня 2023 года провести инструктаж с работниками предприятия по выполнению требований безопасности. Контроль исполнения приказа возложить на директора предприятия Кузнецову Т. В.».
Сейчас оформлять приказ о приёме на работу необязательно — достаточно подписанного трудового договора. Но если для вашего документооборота издавать приказ удобно, вы можете это делать. Реквизиты договора укажите в приказе — это станет основанием для оформления.
Будьте внимательны, сравнивайте то, что собираетесь написать в приказе, с трудовым договором. Например, если по договору испытательного срока нет, указывать его в приказе нельзя.
Автор: Полина