УРОКИ БИЗНЕСА
5 МИН
Дата обновления: 27 февраля 2025
Что такое демпинг и как от него защититься
Демпинг — запрещённая практика в России. Однако недобросовестные компании могут к ней прибегать, чтобы выйти на новый рынок или избавиться от конкурентов. В статье — чем демпинг отличается от снижения цен и как от него защититься.
Демпинг — продажа товаров по ценам ниже затрат на их производство. Эту практику используют, чтобы получить конкурентное преимущество и захватить долю рынка или избавиться от излишков товара.
Такие действия могут пошатнуть ситуацию на рынке и привести к убыткам компаний-конкурентов. В связи с этим практика запрещена во многих странах.
В России компании защищает федеральный закон «О защите конкуренции».
В последнем случае действия компания не снижают прибыль, как при реальном демпинге. Это привлекает новых покупателей и увеличивает выручку, но лишь в моменте. В долгосрочной перспективе это может испортить репутацию бренда.
Для того, чтобы выявить запрещённую практику, ФАС проводит расследования, которые позволяют установить стоимость производства или продажи товаров или услуг и сравнить её с ценой продажи. Если разница между стоимостью и ценой продажи слишком велика, это может быть демпинг.
Разберём на примерах разницу понятий.
Снижение цены
Демпинг
Компания заключила договор с новыми поставщиками, у которых ниже цены.
Качество продукции от этого не пострадало, а стоимость снизилась для продавца и потребителя.
Салон красоты урезал фонд оплаты труда. Затрат на зарплату стало меньше, от чего стоимость услуг снизилась.
Мастеров стало не хватать, и чтобы обслужить всех клиентов, на приём стали выделять меньше времени. От этого стало страдать качество маникюра.
Магазин продуктов продаёт товары, у которых через несколько дней заканчивается срок годности по «зелёным ценникам», которые ниже обычной стоимости.
Если бы товары не купили по привычной цене, их пришлось бы списать как просроченные. А так магазин сократил издержки.
Магазин около дома продавал самые популярные товары ниже себестоимости. Посетители из этого квартала стали ходить к ним. Из-за этого соседний магазин разорился.
После того, как конкурент ушёл с рынка, магазин около дома, который до этого торговал себе в убыток, вернул цены на прежний уровень.
Практика может нанести вред не только конкурентам, но и самой компании, которая демпингует.
Какие последствия могут быть:
Если компания не сможет удержать клиентов, которые пришли только лишь из-за низкой цены, в будущем выручка снизится. Например, салон красоты предложил низкие цены на коррекцию бровей в надежде, что клиенты будут делать ещё и маникюр. Но посетители записывались только на улугу к дешёвому бровисту, а маникюр делали в соседней студии.
Например, студия предлагает дешёвый маникюр, но экономит на стерильности инструментов и одноразовых маникюрных наборах. Клиент, который беспокоится о своей безопасности, заметит это и напишет негативный отзыв. Бизнес потеряет клиентов и репутацию.
Цена — не единственный фактор, который влияет совершение покупки. Если из-за низкой стоимости услуги будет страдать качество и сервис, люди скорее заплатят больше, чтобы получить качественные услуги в другом месте.
Если вы заметили демпинг со стороны конкурентов, можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Должностных лиц и ИП могут оштрафовать на сумму от 15 до 20 тысяч рублей, ООО — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.
Если не хотите затевать судебные разбирательства, усильте свои конкурентные преимущества, и демпинг со стороны других компаний не нанесёт вам вреда.
Что можно сделать:
Для эффективной защиты от демпинга регулярно анализируйте рынок и конкурентов, выявляйте их слабые места и находите свои преимущества — используйте SWOT-анализ.