УРОКИ БИЗНЕСА
11
МИН
Дата обновления: 20 сентября 2024
Как провести инвентаризацию в магазине
Чтобы точно знать, какой товар и в каком количестве лежит в магазине, проводят инвентаризацию. Разбираем, как правильно её организовать и что делать, если обнаружилась нехватка товаров.
В идеале учёт товарно-материальных ценностей (ТМЦ) должен быть таким: товар поступает — его вносят в учётную систему, товар продают — его списывают. Расхождений нет: что в накладных, то и по факту.
На практике могут быть и другие ситуации:
Инвентаризация товара помогает найти и устранить недостачу, излишки и пересортицу. По сути, это пересчёт ТМЦ, в ходе которого сверяют их фактическое наличие с данными учётной системы. Инвентаризация нужна, чтобы избежать убытков и правильно составить бухгалтерскую отчётность.
Заодно инвентаризация в магазине выявляет, в каком состоянии хранится товар, у каких позиций истекает или уже истёк срок годности, есть ли штрихкоды, читаемы ли они и пр. Пересчитывать можно весь ассортимент или отдельные категории товаров.
Инвентаризация бывает плановой и внеплановой.
Плановую один раз в год обязаны проводить юрлица и ИП, которые ведут бухгалтерию. Это делают с 1 октября по 31 декабря: нужно уложиться до окончания финансового года и сдачи бухгалтерской отчётности. Конкретные сроки в рамках этого периода (например, ежегодно с 11 по 12 ноября) закрепляют в учётной политике.
В магазине можно пересчитывать не только товарные запасы, но и основные средства: здания, сооружения, стеллажи, транспорт, спецтехнику, кассовое и другое оборудование. В обязательном порядке это делают минимум 1 раз в 3 года.
Внеплановую инвентаризацию проводят по мере необходимости. Например:
Перед инвентаризацией руководство магазина выпускает приказ в произвольной или типовой форме. В нём прописывают дату мероприятия и ответственных лиц — кто будет пересчитывать товар и состоять в инвентаризационной комиссии, которая изучит результаты пересчёта.
Кто считает товар: материально ответственные лица — продавцы, кладовщики.
Кто состоит в комиссии: сотрудники, которые не несут материальную ответственность, — товароведы, бухгалтеры, менеджеры и пр.
В комиссии должно быть не менее трёх человек, в её состав не включают МОЛ, так как они могут подделать результаты в своих интересах.
Обычно инвентаризацию проводят, когда магазин закрыт: вечером, ночью либо в выходной день. Её длительность зависит от количества товаров, привлечённых к процессу сотрудников и технического оснащения. В следующем разделе — подробная инструкция по инвентаризации.
Ведомости и акты необязательно заполнять по типовым формам. Вы можете разработать свои, но их надо закрепить в учётной политике или локальных нормативных документах.
Фрагмент сличительной ведомости в произвольной форме
Как проводить инвентаризацию быстрее:
Если вы продаёте товары на развес, например орехи, или на розлив, например, бытовую химию, то их нужно взвешивать или измерять. При инвентаризации таких товаров учитывают нормы естественной убыли.
Естественная убыль (ЕУ) — это изменение физических характеристик товара — массы, объёма, количества — в процессе транспортировки и хранения. К естественной убыли приводят усушка, утруска, разлив, распыление, крошение и пр.
Например, месяц назад вы купили мешок мармелада и перепродаёте его в своём магазине на развес. В мешке 50 кг, на момент инвентаризации вы продали 40, но при взвешивании выяснилось, что осталось 9 кг — одного не хватает. Предположим, что это первая инвентаризация в магазине, ранее вы не пересчитывали данный товар. Рассчитаем, сколько кг должно остаться в мешке:
Предприятия не могут самостоятельно устанавливать нормы естественной убыли.
В рамках инвентаризации подводят промежуточные и финальные итоги.
Промежуточные. Если инвентаризационная комиссия получает ведомость с расхождениями, то прежде чем передать её вместе с актами в бухгалтерию, она перепроверяет «проблемные» наименования товара. Ненайденный товар могли переложить в другое место. Так бывает, когда в магазинах откладывают одежду или обувь по просьбам покупателей или когда продавец случайно ставит товар не на ту полку.
Финальные. На основании инвентаризационной и сличительной ведомостей, актов о расхождении (если они есть) бухгалтер составляет отчётный документ — сводку результатов. После этого издают приказ или распоряжение об утверждении итогов инвентаризации.
Пересортицу отражают в учётной системе. Излишки и недостачу бухгалтер вносит в налоговый и бухучёт. При этом статьи доходов и расходов, на которые их можно отнести, и проводки для них зависят от причин появления излишков или недостачи. Например, если товара не хватает из-за пожара в магазине, то у вас должны быть документы из МЧС, которые это подтверждают. Тогда в бухучёте это будут прочие расходы, а в налоговом — внереализационные.
Как ещё можно отразить недостачу:
Как возместить убытки:
🧮 Инвентаризацию проводят, чтобы сопоставить фактическое наличие товара с данными учётной системы, найти и устранить недостачу, излишек и пересортицу.
💡 Инвентаризация бывает плановая и внеплановая. Первую проводят в обязательном порядке раз в год для сдачи бухгалтерской отчётности, вторую — по мере необходимости.
📝 Перед инвентаризацией нужно выпустить приказ о её проведении, указав состав инвентаризационной комиссии и список материально ответственных лиц, которые будут считать товар.
🏪 Для проведения инвентаризации закрывают магазин и кассовую смену, формируют отчёт по остаткам.
📋 После пересчёта товаров заполняют инвентаризационную ведомость, акты о расхождениях, если они есть, и отдают их бухгалтеру.
⚖️ Финалом инвентаризации будет отчёт бухгалтера о её результатах. Если выявлены излишки и недостача — он отразит их в налоговом и бухучёте.
💸 Недостачу компенсируют за счёт всего коллектива материально ответственных лиц или конкретных виновников, если они установлены.
Автор: Екатерина