КЕЙСЫ

8 МИН

Как женщины начинают бизнес в России: опыт основательниц Wildberries, «Андерсона» и «Вилгуда»

Россия на шестом месте в мире по доле предпринимательниц от общего числа бизнесменов. Вопреки стереотипам, женщины открывают не только микробизнес: их проекты вырастают, например, в крупнейший в стране интернет-ретейлер, самую известную сеть детских кафе и другие интересные бренды.

Татьяна Бакальчук, Wildberries

«Мне до сих пор сложно называть себя предпринимателем. У меня нет математического и экономического образования, я заранее ничего не просчитывала. Просто придумала и запустила», — поделилась в мае в интервью Forbes Татьяна Бакальчук. В феврале 2020 года журнал назвал её богатейшей женщиной страны и оценил её состояние в 1,4 млрд долларов, а также включил в список бизнесменов, изменивших представление о России в мире.

Бакальчук решила открыть бизнес в 2004 году, во время декретного отпуска. На тот момент 28-летняя женщина была репетитором по английскому языку, и вести занятия с маленьким ребёнком на руках было трудно. Тогда Бакальчук задумалась о своём деле. Интернет-магазин показался подходящей идей бизнеса для женщины с минимальными вложениями. Партнёром по проекту стал муж Татьяны Владислав. На разработку сайта Wildberries они потратили 700 долларов (21 тысяча рублей по курсу на 2004 год) и ещё по две тысячи рублей еженедельно вкладывали в рекламу.

По данным общественной организации «Опора России», женщины составляют треть от общего числа предпринимателей в малом и среднем бизнесе. В реестре субъектов МСП, включая микрокомпании, по данным Forbes, из 5,9 млн компаний и индивидуальных предпринимательств почти 1,8 млн принадлежат женщинам или открыты ими.

Сначала Татьяна и Владислав собирались продавать одежду зарубежных брендов, но денег на предоплату, которую требовали дистрибьюторы, у пары не было. Тогда они решили выставить на сайте вещи из каталогов немецких фирм Otto и Quelle, которые можно было купить только через торговых агентов.

На старте склад устроили в квартире, а Татьяна не только управляла бизнесом, но и работала администратором и курьером. Через год арендовали первый офис и наняли сотрудников. В 2006 году Wilberries начал сотрудничать с европейскими производителями одежды, а в 2009-м заключил контракт с первым крупным партнёром — Adidas.

Сегодня на Wildberries представлены товары более 37 тысяч брендов, в том числе одежды, косметики, электроники, товаров для дома, продуктов питания, в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Армении и Польше. Одна из главных инноваций, которую привнесла компания на рынок, — бесплатная примерка одежды. Позже такую услугу стали предлагать и другие интернет-магазины, например Lamoda.

Анастасия Татулова, «АндерСон»

По мнению основательницы сети детских кафе «АндреСон» Анастасии Татуловой, женщины заходят в ниши, которые не интересны мужчинам. К ним относятся, например, проекты, связанные с детьми, здравоохранением и социальными проблемами.

90 % предпринимательниц* работают в социальной сфере

58 % предпринимательниц работают в сфере услуг

28 % предпринимательниц работают в торговле

14 % предпринимательниц работают в производстве

* От общего числа предпринимателей в индустрии

Источник: данные «Опоры России»

Татулова открыла первое семейное кафе-кондитерскую в декабре 2009 года. Эта идея родилась после путешествий в Европу, где предпринимательница обратила на целый рынок маленьких булочных. К тому же в Москве не было заведений, куда можно было прийти с детьми и отдохнуть, а не следить постоянно за ребёнком, объясняла предпринимательница во время лекции в школе стартапов RuSSOL.

В бизнес Татулова вложила 7 млн рублей, накопленные за время работы в рекламе и маркетинге. Сумма покрыла расходы на аренду помещения, закупку оборудования, наём сотрудников. По признанию Анастасии, она допустила все стандартные ошибки предпринимателя: неправильно заключала договоры, неверно выстраивала отношения с партнёрами и т. д. На протяжении 11 лет существования компании она вкладывала в развитие бизнеса большую часть накопленных денег.

По итогам 2019 года годовой оборот компании достиг 1,8 млрд рублей, сеть насчитывала 53 кафе в России, Казахстане, Азербайджане и Белоруссии.

«Вся наша известность построена на сарафанном радио. Мы начинали с бюджета в 20 тысяч рублей на диджитал, и сейчас он вырос примерно до полумиллиона. <…> Доверие к рекламе каждый год все ниже и ниже, а доверие к тому, что вам сказал ваш сосед, подруга, родители, совершенно другое. И эффективность сарафанного радио в миллионы раз выше».

В мае 2020 года Татулова сообщила, что из-за вспышки коронавируса закроет часть точек, в том числе одно из первых кафе сети — на Страстном бульваре.

Барно Турсунова, «Вилгуд»

Менее типичный маленький бизнес для женщин запустила Барно Турсунова. В 2011 году вместе с мужем Шерзодом она купила убыточный автосервис около метро «Автозаводская» в Москве. Практически сразу супруги решили сделать сеть из 100 точек. В покупку работающего автосервиса с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами пара вложила 18 миллионов рублей личных средств, которые скопила благодаря розничной и оптовой торговле отделочными материалами.

За восемь месяцев предприниматели вышли в плюс. Секретом производства компании Турсунова считает IT-систему Wilgood IS. В ней фиксируются все этапы работы с клиентами от звонка до ремонта автомобиля и расчёта. У каждой задачи есть срок выполнения и ответственный за неё.

К примеру, замена детали занимает 10 минут. Если мастер укладывается, он получает баллы, в противном случае баллы вычитаются. В конце месяца очки конвертируются в премии или штрафы.

Отсутствие планирования и системы Турсунова считает главной неудачей бывших владельцев автосервиса. «Работа строилась так. Одни сотрудники сидят на приёмке:

— Можешь принять клиента?

— Могу.

— Приходите послезавтра.

Дальше никакого планирования не было», — рассказала предпринимательница РБК. Большую часть задач сотрудники записывали на бумажках или передавали устно. Это приводило к простоям и потере клиентов.

Благодаря IT-системе предприниматели смогли развить бизнес и открыть франшизу. Автосервис насчитывает 136 точек, из них 131 принадлежит франчайзи. Оборот сети по итогам 2019 года достиг 1,8 млрд рублей, рассказала Барно в эфире шоу «Теперь я босс. Своего дела». Средний оборот московской точки до вспышки коронавируса составлял 4 млн рублей.

В апреле в эфире передачи «Бизнес на удалёнке» Барно Турсунова рассказала, что из-за пандемии на время закрылось 90 % автосервисов. Осталось несколько дежурных мастерских, куда клиенты могли обратиться в экстренных случаях. Поток клиентов, как и выручка, сильно упал. Но они быстро восстановятся, так как автомобиль — одна из первоочередных потребностей горожан, уверена предпринимательница.