УРОКИ БИЗНЕСА

     4 МИН


Как выбрать помещение для бизнеса

Если бизнесу нужен офис для сотрудников, склад для товаров или магазин для клиентов, придётся искать коммерческую недвижимость. Рассказываем, что стоит учитывать при выборе помещения и как избежать обмана.

Прежде чем звонить владельцам и риелторам, определитесь с тремя параметрами необходимого помещения.

1

Аренда или покупка 

Решите, что подходит больше: арендованное помещение или коммерческая недвижимость в собственности. Покупка потребует крупной суммы, зато в дальнейшем не придётся тратиться на переезды и думать о росте арендных ставок. А само помещение станет потенциальным залоговым активом. Если бизнес активно развивается, выбирайте аренду — помещение можно будет менять в зависимости от нужд компании.

2

Расположение 

Выбирайте расположение, отталкиваясь от цели. В помещение будут приходить клиенты? Тогда важны пешая доступность и наличие парковочных мест поблизости. Открываете склад? Ищите локацию, откуда удобно добираться в разные районы города. Не упускайте из виду ближайшие изменения в городской инфраструктуре. Может быть, на окраине откроют станцию метро и торговый комплекс, куда потянутся покупатели, а квартал в центре — перекопают и заставят строительными лесами на полгода. А ещё оцените перспективу соседства с конкурентами. Магазин авторской бижутерии лучше расположить в творческом квартале бок о бок с аналогичными шоу-румами, чем в спальном районе, где ювелирных нет.

3

Характеристики помещения 

Кроме расположения, обратите внимание на технические стороны помещения: наличие нужных телекоммуникаций, воды и электроэнергии, высоту потолков, уровень шума, освещение, вентиляцию, возможность организовать погрузочно-разгрузочную зону. Представьте, как будете использовать пространство, и проверьте, осуществимо ли это в условиях конкретного помещения.

Как получить нужное помещение законно 

Сразу арендовать или приобрести можно не любую понравившуюся недвижимость. Важно, чтобы помещение было законодательно пригодно к роду деятельности, которую вы планируете в нём вести, и соответствовало установленным нормам. Как общим — СанПиНам (санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам), так и специальным — для медучреждений, саун, организаций общественного питания и дошкольного образования.

Покупая помещение в жилом доме, загляните в Жилищный кодекс и проверьте, возможен ли при вашей деятельности перевод выбранного жилого помещения в нежилое. Закажите в лицензированной компании проект по переустройству помещения, если оно требуется.

Перед сделкой убедитесь, что перевод осуществлён правильно с точки зрения закона — собственник согласовал это с жильцами дома, в помещение подведены все коммуникации и оборудован отдельный вход. Арендуя или покупая помещение в новостройке, ищите в проектной документации пометку «помещение без конкретной технологии»: это значит, что использовать пространство можно как угодно.

Согласуйте с арендодателем цели использования помещения, возможность переоборудования и перепланировки. Все изменения в договоре зафиксируйте в письменном виде.

На всякий случай изучите также планы городской администрации. Возможно, помещение находится в доме, попавшем в программу реновации, или на улице, где запрещено ставить летние веранды

Как разоблачить обман 

Заключая сделку, убедитесь, что покупаете или арендуете помещение у человека, который имеет право вести переговоры и подписывать документы. Если это не собственник, запросите у него доверенность. Если собственник недавно сменился, удостоверьтесь, что смена владельца произошла законно, и у сторон нет претензий друг к другу.

Тщательно проверяйте документы: разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию — для новостроек, разрешение на реконструкцию — для любых помещений, свидетельство о государственной регистрации права или договор купли-продажи, паспортные и другие данные собственника или доверенного лица.

Цена ошибки в случае коммерческой недвижимости ещё выше, чем жилой — на кону развитие бизнеса. Чем ответственнее вы подойдёте к поиску помещения, тем меньше рисков для компании.