УРОКИ БИЗНЕСА

  13 МИН

Словарь начинающего предпринимателя

Если вы только начинаете бизнес, вам может встретиться много незнакомых понятий. Чтобы вы не запутались в аббревиатурах, видах прибыли и англоязычных словах, мы составили список основных бизнес-терминов с определениями – он поможет вам разобраться.

Акция

Ценная бумага, дающая владельцу имущественные права в отношении организации, выпустившей акцию.

Аутсорсинг

Передача организацией конкретных бизнес-задач и функций подрядчику, специализирующемуся на их выполнении, на основании договора.

Бизнес-модель

Комплекс бизнес-решений и компонентов. В широком смысле — инструмент проектирования бизнес-процессов и нахождения точек роста для получения прибыли.

Бизнес-план

Программа конкретных действий предприятия, направленных на реализацию бизнес-идеи, улучшение финансового положения и т.д.

Валовая прибыль

Разница между выручкой и себестоимостью реализованных товаров и услуг.

Воронка продаж

Маркетинговый инструмент, цель которого — перевести потенциального клиента в реального. Воронка продаж иллюстрирует путь клиента от заинтересованности до покупки и позволяет определять конверсию на каждом этапе.

Выручка

Поступления от основной деятельности предприятия в виде денежных средств, имущества и т.п. В частности — доход, поступающий с продаж основных услуг и товаров компании.

Денежный поток

Движение денежных средств предприятия с учётом всех поступлений, расходов и платежей за отчётный период.

Дивиденд

Часть прибыли предприятия, которую получают акционеры после уплаты налогов, зарплат и других обязательных отчислений.

ЕГРИП

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном ИП.

ЕГРЮЛ

Единый государственный реестр юридических лиц, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном юридическом лице.

ЕНВД

Единый налог на вменённый доход, один из специальных налоговых режимов. Доступен только для определённых видов деятельности и предполагает выплату в качестве налога фиксированной суммы, которая зависит от разных показателей и указана в Налоговом кодексе. С 1 января 2021 года режим отменят.

ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог, один из специальных налоговых режимов. Предназначен для ИП, более 70% доходов которых поступают от сельхозпроизводства. При ЕСХН выплачивается НДС и налог в размере 6% разницы между доходами и расходами.

ЗАО

Закрытое акционерное общество. Это хозяйственное объединение, уставный капитал которого составляют акции, принадлежащие учредителям или заранее установленному кругу лиц. У ЗАО не может быть более 50 акционеров, акции в свободную продажу не поступают.

Инкассация

Упорядоченная сдача банковским учреждениям наличных денежных средств предприятий и приёмка банками этих средств. Инкассировать также можно ценные бумаги, платёжные документы и т.п.

Индивидуальный предприниматель (ИП)

Физическое лицо, ведущее коммерческую деятельность на законных основаниях без образования юридического лица. ИП имеет право нанимать сотрудников, а за неисполнение обязательств отвечает личным имуществом.

Капитал

Накопленные средства и ресурсы, используемые для производства экономических благ и получения прибыли. В широком смысле капитал — это ценность, способная приносить доход.

Краудфандинг

«Народное финансирование», способ привлечения средств для проекта, предполагающий коллективное сотрудничество людей или организаций, поддерживающих проект деньгами или ресурсами. Сбор средств происходит, как правило, через интернет.

Кредит

В широком смысле вид экономических отношений. В узком — сделка, при которой кредитная организация предоставляет заёмщику денежные средства (или товары) на условиях возвратности денежных средств, чаще всего с выплатой процентов за пользование.

Ликвидность предприятия

Наличие возможности оперативно погашать задолженности и покрывать все необходимые платежи по мере наступления их срока за счёт собственных активов.

Лицензия

Разрешение на ведение конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

Логотип

Оригинальное графическое начертание полного или сокращённого названия бренда, компании, организации, используемое для повышения узнаваемости. Часто логотипом называют любой уникальный графический знак бренда.

Маржа

Разница между ценой товара и его себестоимостью. Выражается в абсолютных величинах (в любой валюте) или в процентах, как разница между ценой и себестоимостью, поделенная на цену.

Маркетинг

Деятельность по изучению потребительских потребностей и поиску эффективных решений для их удовлетворения в виде наиболее конкурентоспособного продукта.

Налог

Обязательный платёж, который государство взимает с физических и юридических лиц. Виды и порядок уплаты налогов регулируются специальным законодательством — Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами регионального уровня.

Оборот

Валовый доход предприятия, полученный в ходе продажи товаров или оказания услуг.

ОГРН

Основной государственный регистрационный номер записи о регистрации ИП или организации. Номер присваивается единожды и на протяжении всей деятельности ИП или организации не меняется.

ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности присвоен числовой код. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели при регистрации обязаны указывать в заявлении конкретные коды ОКВЭД.

ОАО

Публичное (открытое) акционерное общество, созданное несколькими участниками, которые вложили денежные средства в виде акций в уставный капитал. ОАО может продавать собственные акции, и любое физическое или юридическое имеет право стать акционером. Каждый акционер несёт ответственность перед организацией.

ООО

Общество с ограниченной ответственностью, учреждённое одним или несколькими лицами. Уставный капитал ООО разделён на доли, а его участники не отвечают по обязательствам ООО, но несут риск убытков в пределах стоимости своей доли.

Организационно-правовая форма, или ОПФ

Закреплённая законодательно форма хозяйствующего субъекта, определяющая его цели, правовое положение и способ владения и использования активов.

ОСНО

Общая система налогообложения. Применяется по умолчанию, если предприятие не выбирает специальный режим, и предполагает выплату нескольких налогов.

Платёжное поручение

Форма безналичного расчёта, при которой владелец счёта отдаёт банку бумажное или электронное распоряжение о переводе денежных средств получателю.

Прибыль

Разница между суммой всех доходов и затрат за определённый период. Прибыль может быть положительной (доходы превышают расходы), нулевой (доходы равны расходам) и отрицательной (расходы превышают доходы). Отрицательную прибыль называют убытком.

ПСН

Патентная система налогообложения, один из специальных налоговых режимов, доступный только для индивидуальных предпринимателей. Применяя эту систему, ИП покупает патент — право осуществлять конкретный вид деятельности — и фактически не платит налоги, пока патент действует.

Расчётный счёт

Специальный счёт (учётная запись) юридического лица или ИП, предназначенный для хранения денежных средств и расчётов, связанных с предпринимательской деятельностью.

Рентабельность

Показатель, позволяющий оценить эффективность использования ресурсов. Коэффициент рентабельности определяется отношением чистой прибыли к денежным потокам и активам, которые её формируют.

Санация

Комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства, улучшение финансового положения предприятия, повышение конкурентоспособности.

Слоган, или рекламный лозунг

Лёгкая для восприятия и запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Часто имеет форму девиза, призыва к действию или просто прямого обращения к потребителю.

Ссуда

Безвозмездное предоставление имущества или денежных средств на заранее оговорённый срок.

Субсидия

Материальная помощь целевого характера со стороны муниципальных органов, государства и специальных фондов.

УСН

Упрощённая система налогообложения, один из специальных налоговых режимов. Предполагает выплату одного налога — в размере 6% от доходов (УСН «Доходы») или 15% от разницы между доходами и расходами (УСН «Доходы минус расходы»). Доступен только для ИП, годовой доход которых не превышает 150 млн рублей.

ФАС

Федеральная антимонопольная служба, орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства. ФАС на государственном уровне отвечает за создание условий для развития конкуренции, следит за нарушениями закона о рекламе и правил госзакупок.

Физическое лицо (ФЛ)

Субъект гражданского права, который является одним человеком.

Фирменный знак

Визуальный идентификатор бренда, компании или организации в виде узнаваемого графического символа. Часто образует фирменный блок в сочетании с логотипом.

ФНС

Федеральная налоговая служба, орган исполнительной власти, который осуществляет экономический надзор на государственном уровне.

Целевая аудитория

Группа потребителей, на которую ориентирован продукт. Целевая аудитория обладает рядом конкретных характеристик, которые указывают на наличие потребности, которую продукт может удовлетворить.

Чистая прибыль

Доход, который остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, зарплат, социальных взносов и других обязательных платежей.

Юридическое лицо (ЮЛ)

Организация, которая владеет обособленным имуществом и самостоятельно несёт ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Юридическое лицо обладает организационным единством, которое закреплено в уставе. Управлять организацией может один участник (например, директор) или коллегия (совет директоров).

Чистая прибыль

Доход, который остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, зарплат, социальных взносов и других обязательных платежей.

KPI

Ключевые показатели эффективности (от англ. «keyperformanceindicators»), сочетание двух и более показателей, благодаря которым можно оценить тактическое и стратегическое движение компании к установленным целям. Как правило, KPIсочетают финансовые и нефинансовые показатели.

HR

Человеческие ресурсы (от англ. «humanresources»), персонал компании. Так же называют специалистов в области управления персоналом.

PR

Связи с общественностью (от англ. «publicrelations»), деятельность по формированию общественного мнения о бренде (событии, товаре и т.п.) и налаживанию отношений с аудиторией, от которой зависит функционирование компании.

SWOT-анализ

Метод стратегического планирования. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы внешней среды. И выработать на основании этого анализа 4 эффективных стратегии для бизнеса.