УРОКИ БИЗНЕСА

  8 МИН

Самый прибыльный бизнес

Выясняем, как создать доходный и маржинальный бизнес в условиях суровой реальности.

Прибыль — это разница между доходами и расходами компании, один из основных финансовых показателей, который стоит отслеживать регулярно. Зная размер прибыли, можно рассчитать рентабельность производимой продукции или оказываемых услуг по формуле:

R = ВП / ПС × 100 %,

где ВП — валовая прибыль (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или оказанных услуг), ПС — полная себестоимость продукции или услуги.

Если бизнеса пока нет

Присмотритесь к товарам с высокой маржинальностью

Насколько успешно выручка компании преобразуется в прибыль, можно понять, посчитав маржу — разницу между ценой и себестоимостью товара, поделённую на его цену. Маржа может выражаться в процентах или любой валюте.

Самая низкая маржа, до 30 %, у товаров и услуг широкого потребления. К ним, в частности, относятся гигиенические принадлежности и бытовая химия. До 50 % — у товаров длительного пользования, например бытовой техники и электроники.

А наиболее высокая маржа (достигает 100 %) у товаров и услуг для особых случаев, сезонной и труднодоступной продукции: ювелирных изделий, еды и напитков в барах гостиниц и кинотеатрах, на борту самолётов и т. д. Так, средняя цена 1,5-литровой бутылки «Пепси» в супермаркете в 2019 году — 100 рублей, а в кинотеатре или баре по такой цене продают всего 250 мл напитка.

Купите франшизу

Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно запустить прибыльный бизнес, выберите франшизу. Обратите внимание на известность бренда, проанализируйте востребованность его продукции. Изучите договор и учредительные документы, узнайте сумму вложений и прогноз окупаемости.

Можно посмотреть рейтинг Forbes, в котором все франшизы разделены на три группы по объёму инвестиций. Например, среди франшиз со стартовым капиталом до 1 миллиона рублей в 2019 году лидирует сеть футбольных клубов для детей «Чемпионика». Паушальный взнос составляет от 350 тысяч, владельцы бренда обещают окупаемость в течение 4–5 месяцев.

Если уже ведёте бизнес

Есть несколько вариантов увеличить прибыль, разберём каждый подробнее.

Способ 1

Снизить себестоимость

Оптимизируйте ресурсы

Проанализируйте расходы вашего бизнеса. Если вы занимаетесь веб- и мобильной разработкой, сопровождением и продвижением, онлайн-обучением, консультированием, можно отказаться от офиса и перевести сотрудников на удалённую работу.

Возможно, компания ежемесячно оплачивает парковочные места или корпоративные курсы английского языка, которые не пользуются спросом. Если регулярно закупаете бутилированную воду, канцтовары и т. п., ищите выгодные предложения и не заказывайте больше необходимого. А при покупке оборудования не переплачивайте за лишние функции: например, для работы с текстовыми файлами не нужны мощные ноутбуки, как для монтажа видео.

Выстраивайте логистику

Продумайте вопросы доставки сырья и складирования готовой продукции, составьте план по закупкам и обработке заказов. Наверняка какой-то из этапов производства или реализации можно удешевить. Например, расположить хлебобулочный цех ближе к транспортной развязке.

Способ 2

Увеличить объём продаж

Отвечайте на спрос

Бизнесом может быть продажа не только товаров, но и, к примеру, способов что-то получить. Люди всегда будут покупать продукты, одежду, средства бытовой химии, но это не значит, что всем предпринимателям нужно открывать только магазины или супермаркеты. Можно, например, разработать приложение для заказа и доставки товаров на дом из имеющейся торговой точки.

Учитывайте реакцию клиентов

Прибыль, которая влияет на доходность бизнеса, зависит от работы с целевой аудиторией. Ключевой фактор продаж в сфере услуг — реакция клиентов. В пределах разумного вставайте на сторону потребителей в спорных ситуациях, используйте опросы, взаимодействуйте с покупателями в социальных сетях.

Преимуществом станут стимулирующие акции, приглашение к тестированию новых продуктов и возможность кастомизации: так клиенты смогут приобщиться к созданию товара. Например, Nike предлагает клиентам создать свой дизайн кроссовок, а бренд Pandora — собрать уникальное украшение.

Используйте вирусное распространение

Потребители хорошо реагируют на вирусный контент, который распространяется без вашего участия. Интернет-пользователям нравятся видеоролики, тексты, мемы, где главной идеей становится развлечение, а не продвижение продукта.

Такая реклама реже вызывает отторжение и окупается лучше, чем прямая. Например, косметический бренд Dove призвал рекламные агентства использовать в кампаниях фотографии женщин немодельной внешности без ретуши. Клиентки со всего мира активно включились и сами присылали снимки.

Способ 3

Повысить маржинальность

Если вы продаёте товары с низкой маржинальностью, предлагайте покупателям сопутствующую продукцию: так вы увеличите прибыль, не потеряв спрос. Например, для автомобильных комплектующих это могут быть услуги автомеханика, в книжном магазине — канцтовары. Они доступны здесь и сейчас и воспринимаются как необременительная или необходимая покупка.

Способ 4

Сократить обязательные платежи

Для этого можно:

  • Перейти на специальный налоговый режим.
  • Стать резидентом инновационного центра «Сколково».
  • Уйти на налоговые каникулы, если вы ИП. В некоторых регионах впервые зарегистрировавшиеся предприниматели на УСН и ПСН могут не платить основной налог в течение первых двух налоговых периодов.
  • Не платить НДС, если за последние 3 месяца выручка не превысила 2 миллионов рублей, вы не на ЕСХН и не продаёте подакцизные товары. Для этого нужно подать уведомление в ФНС.

Ч. 1, 2 ст. 145 НК РФ

Льготы для инновационных и IT-компаний

Компании в сфере информационных технологий, аккредитованные в Минкомсвязи, могут платить 14 % страховых взносов вместо 30.

А если деятельность компании относится к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, при расчёте налога на прибыль расходы компании умножаются на 1,5.

Ч. 7 ст. 262 НК РФ

Пониженные тарифы страховых взносов также распространяются на:

  • участников соглашений с особыми экономическими зонами о создании и внедрении в производство научно-технической продукции и о строительстве или реконструкции объектов туристической инфраструктуры;
  • ИП на патенте;
  • участников свободных экономических зон в Севастополе, Крыму и Калининграде;
  • резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития.

Ставка зависит от категории деятельности.

Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 03-03-03/29615
Пп. 1 ч. 2 ст. 427 НК РФ

Резюме

Если сомневаетесь в успешности собственной идеи, подумайте о покупке франшизы.

Увеличить прибыль можно, снизив себестоимость товара и увеличив объём продаж.

Чтобы производство товаров и оказание услуг обходились дешевле, пересмотрите расход ресурсов на создание продукта, способы его доставки до потребителя и процессы внутри компании.

Если хотите увеличить выручку, постепенно вводите в ассортимент сопутствующие товары и услуги с высокой маржинальностью.

Чтобы повысить продажи, изучайте спрос, взаимодействуйте с клиентами, продумайте маркетинговую стратегию.

Узнайте, какие существуют налоговые льготы для вашего бизнеса, и воспользуйтесь ими.