ПО ЗАКОНУ

6 МИН
Дата обновления: 10 апреля 2024

Правила онлайна: кто проверяет интернет-магазины

За 2023 год объём онлайн-продаж в России увеличился на 28%. Рассказываем, какие требования нужно соблюдать, если вы уже начали или только планируете продавать товары через интернет.

Какие правила нужно соблюдать

Общие правила работы офлайновых и онлайновых магазинов одинаковы: соблюдать право покупателей на качественную продукцию, достоверную информацию, возврат и обмен товаров. Но существуют и специальные требования, которым подчиняются только онлайн-магазины.

1

Не продавайте запрещённые товары

Интернет-магазины не могут продавать:

  • алкоголь;
  • табачную продукцию;
  • лекарства (за исключением БАД);
  • ртутные термометры;
  • витамины для животных;
  • живые растения;
  • живых животных и насекомых;
  • электрошокеры;
  • тесты на определение Covid-19, кроме предназначенных для домашнего использования;
  • автомобильные заправленные кислотные и щелочные аккумуляторы;
  • неодимовые магниты;
  • перекись водорода 30%;
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
  • медицинское оборудование;
  • драгоценные камни и металлы;
  • шифровальную технику (например, устройства для прослушки, перехвата радиоволн);
  • оружие (например, охотничьи ружья, травматические пистолеты).

Для лекарственных средств есть исключение. Нерецептурные медикаменты могут продавать предприниматели и организации с фармацевтической лицензией, например аптеки или некоторые маркетплейсы (в частности, Ozon). Рецептурные лекарства продавать можно только в офлайне.

2

Соблюдайте правила работы с персональными данными

При первом посещении пользователя сайт собирает куки — первичные данные о том, из какого города и с какого компьютера зашёл пользователь. Затем при заказе просят ввести номер телефона, ФИО, адрес, а при оплате — данные банковской карты.

Чтобы соблюсти требования закона и не получить штраф, разработайте два внутренних документа:

  • политику обработки персональных данных;
  • согласие на сбор и обработку персональных данных.

Постарайтесь разместить политику на видном месте на сайте, а текст согласия — в форме, в которой покупатель указывает конфиденциальную информацию. Чтобы подготовить документы было проще, воспользуйтесь рекомендациями по составлению политики и образцом согласия на сайте Роскомнадзора.

Подробнее о том, как правильно работать с персональными данными, читайте в нашей инструкции.

3

Указывайте на сайте полную информацию о товаре

На сайте магазина должна быть полная и достоверная информация о товаре. Вот что нужно указать в карточке каждого товара:

  • потребительские свойства товара (например, размер, вес, цвет);
  • адрес и полное наименование продавца;
  • место изготовление товара;
  • цену и условия продажи и доставки товара;
  • сроки службы, годности и гарантии;
  • порядок оплаты товара.

Если доставленный товар не соответствует описанию на сайте, покупатель может его вернуть в течение 7 дней с момента получения. При этом деньги ему возвратят не позднее 10 дней.

Информацию о компании или ИП тоже нужно разместить на сайте: это требование закона о защите прав потребителей. Одного названия недостаточно, укажите место регистрации, ИНН, ОГРН и режим работы.

Кто приходит с проверкой

Работу интернет-магазинов контролируют три ведомства: Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Обычно они проверяют сайты по жалобам покупателей, но раз в три года могут включить ваш магазин в план проверок.

Роскомнадзор

Проверяет, как соблюдаются требования о защите персональных данных. Инспекторы Роскомнадзора смотрят, есть ли на сайте политика обработки персональных данных и текст согласия на их получение. Если сотрудники ведомства установят, что интернет-магазин собирал персональные данные, но не спрашивал согласие покупателей, выпишут штраф: до 300 тысяч рублей для ИП и до 700 тысяч рублей — для юрлиц.

Роскомнадзор также проверяет, есть ли на сайте незаконная информация, например призывы к межнациональной розни или экстремизму. Причём инспекторы смотрят не только сами карточки товаров или статьи, но и отзывы к ним. Поэтому не забывайте модерировать комментарии пользователей: перечитывать на предмет этичности и при необходимости удалять.

Роспотребнадзор

Проверяет, как интернет-магазины соблюдают закон «О защите прав потребителей». Вот какие ошибки совершают предприниматели:

  • привозят товар, который не соответствует описанию на сайте;
  • не указывают на сайте юридическую информацию о компании;
  • отказываются оформлять возврат товара;
  • доставляют товар с браком или не доставляют вовсе.

Роспотребнадзор запрашивает у интернет-магазина документы по жалобе. Список зависит от проблемы, которую выявили инспекторы или на которую пожаловались клиенты. Например, если она касается доставки, то попросят договор, квитанцию и чек. Если касается состава, свойств или внешнего вида товара, то сертификаты качества.

Антимонопольная служба

ФАС проверяет, как интернет-магазин рекламирует себя и свои товары. Реклама должна быть достоверной и не вводить покупателей в заблуждение. Если вы напишете, что товар стоит 20 тысяч рублей, а в магазине на ценнике написано 25 тысяч рублей, то инспекторы могут выписать вам штраф на сумму до 500 тысяч рублей.

Кроме того, антимонопольная служба следит, чтобы предприниматели боролись за потребителя честными методами. Например, если вы пишете «лучший товар в России», но никак не подтверждаете эту информацию, ФАС посчитает ваши действия актом недобросовестной конкуренции.

Главное

-

Интернет-магазины, как и офлайновые точки, работают по общим правилам торговли: они обязаны соблюдать право потребителей на качество продукции, достоверную информацию, возврат и обмен товаров.

-

Дополнительно интернет-магазинам нужно выполнять требования закона о персональных данных и предоставлять покупателям полную информацию о товаре на сайте.

-

Интернет-магазинам запрещено продавать некоторые группы товаров, в том числе алкоголь, табачную продукцию, рецептурные лекарства.

-

Интернет-магазины контролируют Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФАС. Обычно они обращаются к сайтам по жалобам, но раз в три года имеют право провести плановую проверку.