ПО ЗАКОНУ

  10 МИН

Дата обновления: 2 апреля 2024

Главное о маркировке товаров

Обувь, лекарства, табак, шубы и ещё несколько видов продукции нужно маркировать — наносить на каждый товар уникальный цифровой код. Предполагается, что эта мера поможет снизить долю контрафакта. За маркировку отвечают производители и импортёры, но для розницы тоже есть свои требования.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».

Распределение ролей в рамках процесса такое:

  • производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
  • поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
  • розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и воду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.

За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству. Стоимость кодов различается в разных товарных группах — например, за маркировку лекарств — 60 копеек с НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:

  • жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
  • остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
  • продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.

Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков».

Какие товары обязательно маркировать

Список изделий, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:

  1

Эксперимент

Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование, понять требования закона и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.

По данным на март 2024 года, в стадии эксперимента находятся следующие группы товаров:

  • растительные масла,
  • корма для животных,
  • детские игрушки и др.

  2

Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»

Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.

  3

Запрет немаркированной продукции

Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.

Цель системы «Честный ЗНАК» — маркировка всех отраслей промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.

Сроки ввода маркировки для новых категорий товаров могут меняться, поэтому рекомендуем сверяться с информацией на сайте.

В 2024 году обязательна маркировка следующих категорий товаров:

  • лекарства,
  • шубы,
  • обувь,
  • БАДы,
  • молочная продукция и др.

Список товарных категорий, которые обязательно маркировать в 2024 году.

С маркированными товарами удобно работать в сервисе СберБизнеса «Мой Склад». Учётная система позволяет быстро регистрировать продажи и возвраты, печатать кассовые и товарные чеки и, конечно, соблюдать правила и требования к маркировке товаров.


Как маркировать товары производителям

  1

Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК». 

  2

Подключитесь к электронному документообороту. Передавать КиЗ в составе универсальных передаточных документов можно только в электронном виде.

  3

Настройте работу с кодами маркировки в учётной системе.

  4

Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе», а потом вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите свои товары.

  5

Информация о продукции из личного кабинета ГС1 РУС должна автоматически подгрузиться в систему «Честный ЗНАК» в течение суток. Как только она там появится, запросите в «Честном ЗНАКе» коды на товары.

  6

Когда система сгенерирует и пришлёт КиЗ, нанесите их на товар. Распечатать коды DataMatrix можно на обычном принтере или специальном для этикеток. После введите продукцию в оборот: выберите в системе «+Добавить» → «Ввод в оборот» и добавьте в список промаркированные товары и соответствующие им КиЗ.

  7

Оформите поставки маркированной продукции с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД). Указывайте в них коды товаров: товарный и маркировочный КиЗ.

Как работать с маркировкой поставщикам и импортёрам

  1

Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК».

  2

Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать и отправлять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Передавать КиЗ в бумажном виде не получится.

  3

Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».

  4

Если вы импортёр, вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите импортируемые товары. А потом запросите в «Честном ЗНАКе» коды и отправьте производителю — он нанесёт их на продукцию.

  5

Настройте работу с кодами маркировки в системе учёта товаров.

  6

Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые производитель указал в электронных документах.

Как продавать маркированные товары в розницу

  1

Купите, подключите и зарегистрируйте онлайн-кассу, которая умеет работать с маркированными товарами и продуктами, или проверьте и обновите старую. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных, а он в свою очередь проинформирует «Честный ЗНАК» о выходе товара из оборота.

  2

Заключите договор или дополнительное соглашение к нему с оператором фискальных данных.

  3

Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — для работы с системой «Честный ЗНАК».

  4

Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Никак иначе принять КиЗ не получится.

  5

Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». Маркировка остатков — продукции, которую не успели реализовать, ложится на ваши плечи. Опишите товары в системе, запросите коды и нанесите их.

  6

Настройте работу с кодами маркировки в учётной системе и кассовой программе.

  7

Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые указаны в электронных документах. При продаже кассирам нужно сканировать 2 кода: товарный и маркировочный.

Товарный штрихкод — это обычный штрихкод на упаковке в виде чёрных и белых полос с основной информацией: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Он позволяет идентифицировать товар для передачи данных в систему, где хранятся сведения об оставшемся запасе продукции на складе и пр.

После сканирования кода маркировки информация о покупке поступает напрямую оператору фискальных данных. Он передаёт сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.

Если клиент вернёт товар, а вы обнаружите, что код маркировки повреждён, придётся его перемаркировать: списать старый КиЗ, а потом запросить, распечатать и наклеить новый — иначе опять ввести товар в оборот не получится. Те же действия потребуются, если код утерян или содержит ошибку, независимо от того, нанесли такой КиЗ на продукцию или нет.


Что будет, если не нанести маркировку

Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые нарушат требования к маркировке, по закону грозит штраф с конфискацией товара.

За производство и выпуск товара без маркировки — до 10 тысяч рублей для ИП и до 100 тысяч рублей для юрлиц.

За продажу без маркировки — до 4 тысяч рублей для ИП, до 300 тысяч рублей — для юрлиц.