УРОКИ БИЗНЕСА

9 МИН

Как защитить коммерческую тайну компании

Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.

Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:

  • Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юрлица и государственных реестрах;
  • Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
  • Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т. д.;
  • Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
  • Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
  • Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
  • Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
  • Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
  • Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
  • Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финотчетность.

Все указанные данные засекречивать нельзя.

Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.

Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.

Как оформить коммерческую тайну

  • Составьте перечень сведений, которые хотите засекретить.
  • Нанесите гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых они будут храниться, и укажите обладателя коммерческой тайны: Ф. И. О. и место жительства индивидуального предпринимателя или полное наименование и местонахождение компании.
  • Установите порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксируйте в локальных документах фирмы (приказе, рекомендации, должностной инструкции отдельных работников). Идеальный вариант: положение о коммерческой тайне — документ, определяющий права и обязанности сотрудников по обращению с тайной, а также санкции за нарушения.
  • Определите круг лиц, которых допустите к скрытым сведениям, и ведите учёт этих людей. Вы можете завести специальный журнал учёта, а можете оформлять всё на компьютере и заносить сотрудников в базу данных, выдавать пароль под роспись.
  • Заключите с работниками дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой тайны или обяжите их подписать положение. Обязанность хранить тайну можно прописать также в гражданско-правовых договорах с контрагентами.
  • Ознакомьте выбранных сотрудников с коммерческой тайной под расписку.

Как защитить коммерческую тайну

В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит ваши данные. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что — нет. Поэтому для надёжности подпишите дополнительное соглашение или положение.

Что можно прописать в соглашении или в положении:

1

Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;

Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.

2

Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.

Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, — даже после увольнения.

3

Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.

Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» закрыл фабрику из-за происков конкурентов, которые подсылали к нему шпионов и крали рецепты. Если бы самые верные работники, вроде дедушки Чарли, вовремя сообщали ему об этом, многолетнего перерыва можно было бы избежать.

4

Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.

Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных.

5

Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.

6

Санкции за разглашение коммерческой тайны.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Считается, что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому заключайте с работниками соглашения и берите расписки.

Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.

Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.

Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.

По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Кто-то умышленно пытается завладеть вашей коммерческой тайной незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю — до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
  • Банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание — до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
  • Кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме — до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.

Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.


Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.

Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.

Короче

-

Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.

-

Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.

-

Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.

-

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.