РАБОТА С БАНКОМ
4 МИН
Дата обновления: 6 мая 2024
Как реабилитировать бизнес при отказах банка по 115-ФЗ
Федеральный закон № 115 обязывает банки проверять операции клиентов для предотвращения отмывания доходов и финансирования терроризма. В случае выявления подозрительных операций, включая зачисление денежных средств от контрагентов, банки могут отказать в их проведении.
Если вы получили отказ, банк обязательно вас проинформирует. Не стоит расстраиваться, отказ можно обжаловать, в банковской терминологии — пройти реабилитацию.
Реабилитация — это возможность обжаловать отказ банка в проведении операции или заключении договора банковского счёта (вклада) из-за нарушения требований 115-ФЗ.
Важно инициировать реабилитацию, даже если проведение операции или открытие счёта для вас уже не актуально. Этому есть как минимум две причины:
Механизм реабилитации можно запустить только в случае отказа в проведении операции или в открытии банковского счёта по причине нарушения требований 115-ФЗ (в соответствии с п. 5.2 или п. 11 ст.7 115-ФЗ).
Отказы по другим причинам, например, из-за постановления ФНС, не подпадают под реабилитацию. Рассмотреть любые спорные ситуации не получится.
О том, как реабилитировать бизнес клиентам, которым обслуживающий банк и Центральный Банк присвоили «красный» уровень риска проведения подозрительных операций, можно прочитать в статье «Как „светофор“ ЦБ влияет на бизнес: новое в практике 115-ФЗ».
Соберите полный комплект документов по перечню, который указан в уведомлении об отказе;
Проверьте качество направляемых в банк копий — читаемость и чёткость;
Направьте пакет документов для реабилитации на электронный адрес банка finhelp@sberbank.ru;
Если у вас есть вопросы, звоните на горячую линию для корпоративных клиентов 0321, доб. 6 с мобильного или 88005555777, доб. 6 с городского телефона;
В течение 7 рабочих дней с даты предоставления вами документов банк пересмотрит решение об отказе, либо откажет в пересмотре решения, либо направит запрос дополнительных документов.
Если банк отказал в реабилитации, вы имеете право обратиться в Межведомственную комиссию (МВК) при Центральном Банке.
Зайдите на сайт Банка России, раздел «Интернет-приёмная».
Выберите раздел «Отправить обращение в электронном виде», нажмите на кнопку «Направить обращение». С помощью «Поиска по типам обращений» найдите «Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии со 115-ФЗ». В поле «Продукт/Субъект рынка» выберите «Кредитные организации», в поле «Тип проблемы» — «Отказ в проведении операции» или «Отказ в заключении договора банковского счёта (вклада)». Заполните все необходимые поля. Вложите подтверждающие документы и уведомление об отказе, полученное от банка.
Заявление на реабилитацию в МВК вместе с документами можно отправить и в бумажном виде Почтой России, отвезти в Банк России лично или направить курьером.
Межведомственная комиссия рассмотрит заявление, документы и сообщит о решении вам и банку в течение 20 рабочих дней. Если комиссия примет положительное решение, нужно повторно обратиться в банк для проведения операции или открытия счёта.
Чтобы банк доверял вам, помните о нюансах ведения хозяйственной деятельности бизнеса. Не экономьте на услугах бухгалтера, который будет следить за операциями по счёту и прогнозировать риски по 115-ФЗ. Главное, сохраняйте документы, это позволит защитить ваши интересы и вовремя ответить на запрос из банка.
Больше о 115-ФЗ и работе с банком читайте в рамках бесплатного курса «Риски для бизнеса по 115-ФЗ». В нём собраны короткие уроки с тестированием и план действий на случай ограничений по счёту.