УРОКИ БИЗНЕСА

6 МИН

Как считать себестоимость работ и услуг

Чтобы установить цены на работы и услуги, важно знать их себестоимость, к которой потом прибавляется наценка. Рассказываем, как рассчитать затраты на то, что нельзя потрогать руками и измерить в штуках.

Из чего складывается себестоимость

Себестоимость — это затраты, связанные со всеми необходимым для оказания услуг или выполнения работ.

Условно такие затраты можно разделить на пять типов:

1

Обязательные — налоги и социальные отчисления, если вы работодатель: пенсионные и страховые взносы, пособия по уходу за ребёнком и т. п.

2

Постоянные — все необходимые платежи: аренда помещения и оборудования, амортизация оборудования, закупка материалов, электричество, вода, интернет и т. п.

В постоянные расходы небольшой парикмахерской будет входить аренда помещения, закупка ножниц, расчёсок, фенов и прочих инструментов, учёт их износа (амортизации), закупка красок, шампуней и т. п.

3

Переменные — расходы на материалы, необходимые в отдельных случаях.

В случае с парикмахерской, которая работает с искусственными красителями, в переменные расходы включаются закупка хны и басмы для конкретного клиента.

4

Прямые — оплата труда работников и подрядчиков, непосредственно задействованных в оказании услуг.

Например, мастеров, менеджера по продажам — всех сотрудников, которые работают непосредственно с клиентом. Привлечение специалиста по природным красителям по индивидуальному запросу также войдёт в прямые расходы в рамках конкретной услуги, так как этот специалист её и оказывает.

5

Косвенные — оплата сотрудникам, которые не работают с клиентами (водители, уборщики, охрана и т. п.), затраты на обучающие курсы, зарплата руководителя предприятия.

Как рассчитать себестоимость

1

Суммируйте обязательные, прямые и постоянные расходы, связанные с оказанием услуги. Эти расходы вы несёте независимо от количества выполненных работ или оказанных услуг, наличия или отсутствия прибыли.


Как рассчитать амортизацию оборудования

Возьмём, например, фен в парикмахерской. Средний срок службы фена — 3 года.

  • Разделите стоимость фена, к примеру, 2 000 рублей, на количество месяцев использования — 36. Получается 2 000 / 36 = 55,5 рублей в месяц.
  • Теперь разделите эту сумму на количество рабочих часов в месяце (без учёта переговоров с клиентом и т. п. — только работы фена). Допустим, это 200 часов. 55,5 / 200 = 0,28.

Получается, амортизация фена составляет примерно 0,28 рублей в час.


2

Определите косвенные и переменные расходы.

Рассчитайте все налоговые и социальные отчисления, расходы на рекламу, зарплату обеспечивающего персонала, расходы на материалы в конкретных случаях и т. п.

Если для проведения работ или оказания услуг нужно много дорогостоящих материалов (например, для ремонта), выносите их стоимость в отдельную смету и согласовывайте с клиентом.

Если материалов мало или нет совсем, включайте в себестоимость другие расходы, которые несёте в рамках своей деятельности.


Например, адвокату для работы нужен компьютер и принтер, поэтому в себестоимость включается:

  • износ и цена расходных материалов — бумаги и картриджей для принтера;
  • аренда офиса или транспортные расходы (плата за общественный транспорт или бензин);
  • стоимость платных компьютерных программ.


3

Чтобы определить минимальную цену на услугу, которая покроет все расходы и оставит вас в плюсе, рассчитайте, какую наценку прибавить к себестоимости:

1. Найдите себестоимость работ.

2. Рассчитайте показатель за определённый период, например, за месяц.

Исходя из реальных возможностей и спроса, определите, сколько часов в месяц вы в принципе можете уделять работе.


Например, парикмахерская может работать 12 часов в день без выходных, 30 дней — это 360 рабочих часов.

Суды и государственные учреждения работают по 8 часов в день с понедельника по пятницу. Значит, адвокат за месяц в среднем может работать примерно 160 часов — во внерабочее время многие его услуги из-за этого не будут пользоваться спросом.


3. К полученной сумме прибавьте процент желаемой прибыли (например, 20%) и снова разделите на количество рабочих часов — это и будет итоговая стоимость ваших услуг или выполняемых работ в час.


Допустим, месячная себестоимость ваших услуг равна 40 000 рублей при 200 рабочих часах. К ней прибавляем 20 % желаемой прибыли: 40 000 + (40 000×0,2) = 48 000 рублей. И делим эту сумму на 200 часов. Получается, конечная стоимость часа вашей услуги — 240 рублей в час.


Второй пункт можно пропустить и сразу прибавить к часовой себестоимости желаемый процент прибыли, но в таком случае вы рискуете установить неадекватную цену.


К примеру, адвокат может установить цену 3 000 рублей в час по аналогии с конкурентами. Но не учесть дни и время, когда его услуги неактуальны из-за закрытия судов и госучреждений; тот факт, что он живёт за городом, и минимум два часа его рабочего времени уходит на дорогу; общий спрос на адвокатские услуги в районе и т. п. В таком случае он будет работать в убыток, так как сумма в час будет приемлемая, а количество рабочих часов — меньше ожидаемого.