УРОКИ БИЗНЕСА

5 МИН

Как предотвратить кассовый разрыв

Если на бумаге бизнес в плюсе, а в реальности каждый месяц приходится искать деньги то на аренду, то на зарплату, вас настиг кассовый разрыв. Разбираемся, что это, из-за чего появляется и как предотвратить.

Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на обязательные расходы. Например, вы должны оплатить аренду помещения или перечислить зарплату, а денег нет, потому что клиент вовремя не оплатил счета.

От таких ситуаций не застрахован даже прибыльный бизнес. Вы можете столкнуться с кассовым разрывом и когда активно развиваетесь: например, инвестировали все свободные деньги в открытие новой точки, закупку оборудования, наём, а потом столкнулись с клиентом-неплательщиком.


Пример

Вы владелец оптового интернет-магазина. К первому числу месяца на вашем расчётном счёте был 1 миллион рублей. Пятнадцатого числа клиенты оплатили заказ и перевели 500 тысяч рублей. В тот же день вы потратили миллион рублей на зарплаты. Двадцатого числа наступает крайний срок по оплате услуг подрядчика на сумму 700 тысяч рублей. Но следующий транш на сумму три миллиона рублей клиенты переведут только первого числа следующего месяца. До этого момента компания будет находиться в состоянии кассового разрыва.


Расчёт кассового разрыва

Формула расчёта кассового разрыва выглядит так:
ДС + П − Р = ОДС

ДС — остаток денежных средств на начало периода (дня, недели или месяца);
П — поступления в течение периода;
Р — расходы;
ОДС — остаток денежных средств.

Чтобы вовремя увидеть кассовый разрыв, внесите формулу в эксель и регулярно обновляйте все три значения хотя бы раз в месяц.

Причины кассового разрыва

Ошибки при планировании бюджета

Кассовый разрыв возникает, когда предприниматель не только неверно посчитал сумму расходов и доходов, но и не составил график платежей. По итогам периода компания может быть в плюсе, но фактические даты платежей и зачисления денег на счёт приведут к кассовому разрыву.

Ошибки в закупках

Из-за ошибок в закупках компания может «заморозить» часть денег. Когда спрос изменится, может настигнуть кассовый разрыв.

Например, такое бывает, если заказать большую партию нового товара, не изучив на него спрос среди вашей аудитории. О том, как правильно пополнять запасы, читайте в нашей инструкции.

Сезонность бизнеса

Кассовый разрыв случается, если товары или услуги компании востребованы только в конкретный сезон, а расходы на зарплаты и аренду постоянны. Например, школа плавания работает в плюс осенью, зимой и весной. Летом большая часть клиентов уезжает в отпуск и выручка снижается на 80—90%. Но поскольку часть учеников продолжает заниматься, владельцу нужно платить зарплату тренерам и арендовать бассейн. Если предприниматель заранее не подготовился к падению доходов, его ждёт временной кассовый разрыв.

Дебиторская задолженность

Это сумма, которую вам задолжали другие компании или физлица за уже проданные товары или оказанные услуги. Вы рискуете столкнуться с дебиторкой, если постоянно даёте клиентам рассрочки и отсрочки платежей.

Как избежать кассового разрыва

1

Создайте финансовую подушку — регулярно откладывайте процент от прибыли. В идеале накопите сумму, которая позволит компании работать полгода без выручки.

2

Составляйте с заказчиками и подрядчиками графики платежей и подписывайте их вместе с договором.

3

Фиксируйте даты поступлений и расходов. Этот процесс можно автоматизировать, например, с помощью сервиса «Бизнес Аналитика» от Сбербанка. В нём можно анализировать финансовые операции предприятия и прогнозировать вероятность кассового разрыва.

4

Установите в договоре с клиентами размер неустойки — суммы, которую контрагенту придётся выплатить за каждый день просрочки.

Что делать в преддверии кассового разрыва

  • Откажитесь от необязательных трат, например, расходов на корпоратив или курсы повышения квалификации.
  • Заблаговременно возьмите кредит. Особенно это касается сезонного бизнеса, когда падения выручки предсказуемы. Если кассовый разрыв случается регулярно, оформите кредитную бизнес-карту, чтобы не задерживать обязательные платежи и зарплаты.
  • Попробуйте договориться с клиентами о скорейшей оплате, если со своей стороны вы выполнили все обязательства.
  • Предупредите сотрудников, арендодателей и других контрагентов о возможных задержках оплаты и предложите им пересмотреть график платежей. Подготовьте гарантийные письма, которые помогут избежать неустоек.

Что не надо делать

-

Повышать цены.

Так вы можете отпугнуть покупателей и остаться вообще без продаж. Лучше взять краткосрочный кредит или оформить рассрочку платежа.

-

Продавать имущество компании: оборудование, технику, транспорт.

Это поможет устранить кассовый разрыв, но есть риск продать имущество по заниженной цене и ослабить производство. Например, избавившись от временно незагруженного оборудования в швейном цеху, вы можете не справиться с потоком заказов.

-

Снижать цены, чтобы увеличить продажи.

Разработанная в спешке ценовая политика может разрушить бизнес-модель.