РАБОТА С БАНКОМ

4 МИН

Как реабилитировать бизнес при отказах банка по 115-ФЗ

Из-за 115-ФЗ бизнес может попасть в список «отказников», который собирает Росфинмониторинг. В этом случае кажется — всё, дорога в предпринимательскую деятельность закрыта. Но вернуть деловую репутацию можно. Расскажем, каким правилам надо следовать, чтобы реабилитировать бизнес и вернуться на рынок.

Что такое реабилитация

Бизнес может обжаловать отказ банка в проведении операции (в том числе в зачислении денежных средств) или заключении договора банковского обслуживания из-за нарушения требований 115-ФЗ. В банковской терминологии реабилитироваться — значит устранить основания, по которым банк отказывает клиенту.

Механизм реабилитации работает только по факту отказа в проведении операции или в открытии банковского счёта по причине нарушения 115-ФЗ. Отказы по другим причинам не подпадают под реабилитацию.

Не получится рассмотреть любые спорные ситуации.

Остановимся на самом механизме реабилитации и кратко расскажем, что делать, если вы оказались в списках «отказников».

Если вы не согласны с принятым решением об отказе:

1

Направьте в банк заявку о проведении реабилитации на электронную почту otkaz115fz@sberbank.ru. Если у вас есть поясняющие операцию документы, прикрепите их к вашему письму.

2

В течение 7 рабочих дней с даты предоставления документов банк примет решение, можно ли пересмотреть отказ, и направит ответ. Если принято решение не в вашу пользу, вы имеете право обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Центральном Банке.

Как подать заявление в межведомственную комиссию при ЦБ

1

Зайдите на сайт Банка России, раздел «Интернет-приемная»

2

Выберите раздел «Отправить обращение в электронном виде», нажмите на кнопку «Направить обращение». С помощью «Поиска по типам обращений» найдите «Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии со 115-ФЗ». В поле «Продукт/Субъект рынка» выберите «Кредитные организации», в поле «Тип проблемы» — «Отказ в проведении операции» или «Отказ в заключении договора банковского счёта (вклада)». Заполните все необходимые поля. Вложите подтверждающие документы и уведомление об отказе, полученное от банка.

Межведомственная комиссия рассмотрит ваше заявление и документы и сообщит о принятом решении вам и банку в течении 20 рабочих дней. Если комиссия примет решение в вашу пользу, нужно повторно обратиться в банк для проведения операции или открытия счёта.

Заявление на реабилитацию вместе с документами можно отправить и в бумажном виде Почтой России, отвезти в Банк России лично или направить с курьером.

Чтобы банк доверял вам, помните о нюансах ведения хозяйственной деятельности бизнеса. Рекомендуем не экономить на услугах бухгалтера, который будет следить за совершёнными операциями по счёту и предвидеть риски по 115-ФЗ. Сохраняйте все документы — это позволит защитить свои интересы и вовремя ответить на запрос из банка.

Определить уровень риска нарушений 115-ФЗ для вашего бизнеса поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам анализа операций за последние 12 месяцев — «Комплаенс-помощник».

Почитайте ещё на тему приостановления дистанционного банковского обслуживания.

Статью актуализировали 12 июля 2022